Сенсорная интеграция – метод, направленный на коррекцию поведенческих расстройств, вызванных неправильной реакцией на информацию, получаемую при помощи органов чувств. Это проявляется в бурной эмоциональной реакции на прикосновения других людей, громкие звуки, зрительные раздражители.
Нарушение сенсорной интеграции у детей проявляется следующими симптомами:
1. Плач, раздражение в ответ на прикосновения родителей, педагогов, присутствие чужого человека.
2.Апраксия -неумение обращаться с бытовыми предметами, ложкой, вилкой, карандашами, ручками.
3.Боязнь песка, пластилина, красок, избегание контакта с неизвестными предметами.
4.Дислексия – проблемы с письмом (переписывание с доски), счетом. 5.Повышение двигательной активности при шумной окружающей обстановке. 6.Плохая концентрация внимания, СДВГ.
7.Нарушения мелкой моторики, неуклюжесть.
8.Малыш не участвует в играх других детей, не качается на качелях.
Основные признаки дисфункции сенсорной интеграции:
1.Повышенный или пониженный тонус скелетных мышц.
2.Гипер- или гипосенситивность к звукам, запахам, зрительным раздражителям.
В практике применяются как индивидуальные, так и групповые занятия по сенсорной интеграции, тренирующие следующие виды восприятия:
1.Тактильное (осязательное) – воздействие на чувствительные рецепторы кожи рук, ног, лица.
2.Зрительное – использование ярких предметов в затемненном помещении.
3.Обонятельное – воздействие на обоняние раздражителями разной интенсивности.
4.Вестибулярное – прыжки на батуте, кувырки, другие упражнения, тренирующие равновесие и ловкость.
5.Вкусовое – представление различных вкусов.
6.Тренировка проприоцептивной чувствительности – суставов, мышц, связок.
Целью терапевтических занятий, проводимых с ребенком, является компенсация, определенных диагнозом, нарушений и расстройств чувственной интеграции ребенка.
Диагноз основывается на проведении подробного анамнеза и на тестах сенсорной интеграции.
Занятия по сенсорной интеграции, в основном, носят характер двигательной активности, направленной на стимуляцию чувств. Они адаптированы к уровню развития ребенка и проходят в форме игры.
Этот педагогический метод для аутистов и детей с другими нарушениями (синдром дефицита внимания, двигательной гиперактивности) оптимизирует взаимодействие с окружающим миром. Метод применяется также при задержке речевого развития, минимальной мозговой дисфункции, умственной отсталости при синдроме Дауна, ДЦП.