Если ребенок не может интегрировать информацию, идущую от глаз, ушей и в целом тела, он не в состоянии адекватно оценить реальность, а потому почувствовать и отреагировать соответствующим образом. В этом случае мозг не обрабатывает и не упорядочивает информацию раздражающую сенсорные каналы, и в результате ребенок не получает точные сведения не только об окружающем мире, но и о самом себе. Такое обстоятельство дел сказывается и на обучении малыша, и на его поведении.
Типичные проявления сенсорной дезинтеграции:
- невозможность сохранять оптимальный уровень бодрствования;
- слишком высокий/низкий уровень активности;
- чрезмерная чувствительность к звукам, прикосновениям, вкусовым ощущениям;
- поиск определённых ощущений, что может проявляться в виде гиперактивности;
- трудности в удержании позы;
- трудности в усвоении новых движений;
- плохое усвоение навыков самообслуживания;
- социальные и эмоциональные трудности;
- задержка в развитии речи;
- трудности в обучении.
Сенсомоторная коррекция — метод работы с нарушениями сенсорной интеграции. Сенсомоторная коррекция предназначена для оказания эффективной помощи детям с нарушениями поведения и развития.
Цель методики: активизация и развитие внимания, памяти, воображения и гармоничная работа левого и правого полушарий мозга, определение и развитие врожденных способностей ребенка.
Преимущества сенсомоторной коррекции:
- устраняют первопричину появившихся нарушений;
- метод сенсомоторной коррекции направлен на механим возникновения отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование центральной нервной системы в целом, повысить продуктивность протекания психических процессов;
- применение данного метода улучшает у ребенка внимание, память, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снимает гипер- или гипотонус, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному.
В процессе занятий используются психологические и нейропсихологические приемы и упражнения.
В качестве основных приёмов сенсомоторной коррекции используются следующие упражнения:
- Упражнения, направленные на расслабление, нормализацию мышечного тонуса;
- Упражнения, направленные на повышение уровня активации;
- Глазодвигательные упражнения;
- Упражнения, развивающие оральный праксис;
- Упражнения для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности рук;
- Упражнения для развития крупной моторики;
- Упражнения, направленные на развитие пространственных представлений.
Специалист на основании наблюдения за ребёнком, опроса родителей и тестирования определяет характер трудностей и прописывает стратегию терапевтического воздействия. Терапия, основанная на сенсорной интеграции, – не медикаментозная терапия, а коррекционная работа, похожая на игру. Однако, занятия со специалистом – не единственный инструмент воздействия. Специалист разрабатывает программу, которая затрагивает образ жизни ребёнка, потому что процесс сенсорной интеграции происходит постоянно. Поэтому нужна и постоянная поддержка ребёнка в этом процессе. В зависимости от тяжести расстройства программа может быть краткосрочной или долгосрочной.
Как проходят занятия?
Занятия проходят индивидуально или в малой группе по возрастной категории, 2 - 3 занятия в неделю по 45 минут.