Логопе́дия— специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики.
Логопедическое воздействие представляет собой сложный пед. процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности детей и подростков с отклонениями в развитии. Этот процесс тесно взаимосвязан с развитием сенсорных функций, моторики (особенно речевой), познавательной деятельности (прежде всего мышления, памяти, внимания), формированием личности ребёнка, воздействием на его социальное окружение. В некоторых случаях, особенно в работе с детьми раннего возраста можно говорить о логопедической абилитации (первоначальное формирование способности к чему-либо), которая предусматривает формирование речевой функции, создание новых речевых возможностей, нормализацию коммуникативной деятельности.
В речевом общении выделяют два важные процесса:
Процесс говорения обеспечивают такие речевые умения и навыки, как:
- навыки звукопроизношения,
- умение отбирать для высказывания слова в соответствии с общепринятыми значениями,
- умение строить грамматически правильные высказывания,
- умение использовать разные виды высказываний в соответствии с коммуникативными намерениями, условиями и целями сообщения.
Процесс слушания. Он обеспечивается:
- умением понимать предметно-содержательную сторону высказывания,
- осмысливать интонационную сторону высказывания,
- умением узнавать слова в соответствии с их значением,
- различать слова близкие по звучанию.
Перечисленные умения в норме формируются спонтанно в деятельности детей.
У детей с отклонениями в речевом развитии этот процесс запаздывает (иногда довольно существенно). У ребёнка с выраженными нарушениями речи при отсутствии коррекционных мероприятий может замедляться ход его интеллектуального развития из-за недостаточного общения ребёнка с окружающими и значительного ограничения круга представлений.
Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу, поведение детей. важным в речевом развитии ребёнка различение понятий «нормы» и «нарушений речи».
Норма речи – общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. Нарушение речи – отклонение в речи говорящего от нормы, принятой в данной языковой системе, обусловленное расстройством функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. Иначе – это отклонение от нормального формирования языковых средств общения.