Логопед-дефектолог – это коррекционный педагог, основным направлением деятельности которого является работа с детьми разного возраста, имеющими отклонения в речевом, психическом, умственном, эмоциональном развитии.
Благодаря современным методикам и целенаправленной деятельности логопеда-дефектолога возможно не только сглаживание различных дефектов в разноплановом развитии ребенка, но и полное их устранение.
Специалист занимается решением имеющихся у ребенка проблем, связанных с психическими и физическим здоровьем, формированием навыков, делает все возможное для того, чтобы приблизить к нормальному уровень развития малыша.
Логопед-дефектолог специализируется на таких проблемах, как:
✔️Задержка или медленное речевое развитие;
✔️Проблемы с психическим развитием;
✔️ДЦП – детский церебральный паралич;
✔️Синдром Дауна;
✔️Нарушения психомоторного развития;
✔️Нарушения в психоэмоциональной сфере;
✔️Аутизм.
Логопед-дефектолог работает в следующих направлениях:
✔️Диагностирует отклонения в развитии ребенка и выявляет причины, которые к ним привели.
✔️Корректирует отклонения в развитии ребенка.
✔️Преодолевает и устраняет вторичные отклонения в развитии ребенка и делает акцент на речевом, физическом, психическом, эмоциональном, умственном аспектах развитии, в зависимости от специализации врача (сурдолог, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог).
✔️Развитие устной и письменной речи и устранение ее дефектов;
✔️Развитие зрительного, тактильного и слухового восприятия;
✔️Развитие зрительного и слухового внимания;
✔️Логопедический массаж;
✔️Развитие и устранение дефектов моторной функции ребенка;
✔️Развитие зрительной и слуховой памяти;
✔️Артикуляционная гимнастика.
Дефектология объединяет ряд самостоятельных отраслей: это сурдопедагогика, изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика — вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогика— вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей; логопедия— вопросы изучения и исправления недостатков речи. Дефектология включает также специальную психологию, изучающую психологические особенности особенных детей.
В дефектологии продолжается процесс дифференциации, возникают новые направления научных исследовании (например, изучение детей с задержкой психического развития, с двигательными нарушениями, а также с различными сложными дефектами — слепо-глухо-немота, слепота или глухонемота с интеллектуальными нарушениями и др.).
Воспитание и обучение особенных детей — сложная социальная и педагогическая проблема. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни. Деятельность— основная социальная функция личности, поэтому изучение ее своеобразия и путей совершенствования у аномальных детей способствует их социальной адаптации, т. е. осознанному усвоению системы норм, ценностей и правил общества, приспособлению к условиям жизни и труда.